г.Хабаровск, ул. Шеронова, 115
+7(4212) 45-45-46


Все большее число путешественников, прибывающих в Таиланд со всех уголков планеты, проявляют интерес к поселениям полукочевых горных народов, живущих в отдаленных районах севера Королевства.

Народности, населяющие север страны, представляют собой ряд немногочисленных культурных сообществ, сильно отличающихся языками, религиозными верованиями, традициями, одеждой. Институт исследования горных народов в Чианг Мае выделяет десять крупных народностей и столько же более мелких. Но даже внутри одной народности существуют подгруппы, которые бережно хранят традиции и язык предков и остаются самобытными. Данные об общей численности горных народностей неоднозначны — считается, что на территории Таиланда проживает от 500 000 до 800 000 человек. Наиболее многочисленными являются шесть основных групп -акха, хмонг, карен, лаху, лису и мьен. Все они считаются мигрантами из Тибета, Мьянмы и Китая. Большинство из них переселились на территорию Таиланда, спасаясь от голода, войн и дискриминации, которой подвергались на родине.


Наряду с тайцами на территории Тайланда проживает 38 этнических групп (2% от населения Тайланда или 1,1 млн. человек). Каждая группа имеет свою культуру и свой язык. Эти языки можно сгруппировать в 3 лингвистические семьи на основе схожей грамматики и словарного запаса. Основные этнические меньшинства, проживающие в Тайланде, делятся на несколькот групп по лингвистическим особенностям:
1. Тибето-бирманская группа (племена Лису, Лаху, Акха)
2. Каренская группа (племена Карен Поу, Каях, Падонг)
3. Австро-тайская (племена Миао-Яао, Хмонг, Яо)
4. Мон-хмерская группа (племена Хьтин, Луа, Хаму, Млабри)

Происхождение

Среди огромного количества этнических меньшинств, которые поселились в Тайланде, обычно выделяется 6 основных горных племен. Это Акха, Карен, Лаху, Лису, Хмонг, Яо. Эти малочисленные группы, которые живут вдоль северной тайско-бирманской границы (провинции Чианг Рай, Чианг Май и Мэй Хонг Сон), пришли в Тайланд с юга и юго-запада Китая через Бирму и Лаос в 20 веке. Каждое племя имеет свои корни, историю, язык, обычаи и традиционную одежду.
Племена Акха, Лаху и Лису имеют похожие языки. Они покинули китайску провинцию Юннань в конце 19 века и поселились сначала на Востоке Бирмы, где они проживают и по сей день, затем перебрались в Тайланд через его северо-западную границу. Племена Хмонг и Яо, которые говорят на языке одной лингвистической группы, эмигрировали с Юга Китая через Лаос, пересекли реку Меконг и поселились на вершинах гор Северного Тайланда в 20 веке. Карены, вероятнее всего, пришли с Юго-Запада Китая в 17 веке. Это самая многочисленная группа из представленных. 30% всех этнических меньшинств в Тайланде составляют разные группы Каренов. Они селились в низинах гор и больше интегрировались в тайское общество.

Фермерство, животноводство, охота

С того времени, как горные племена пришли в Тайланд, мало что изменилось в их традиционном образе жизни. Особенностью является то, что они до сих пор используют подсечно-огневое земледелие. Это способ создания площади для посевов зерновых культур, при котором вырубаются и выкорчевываютя деревья и кусты и сжигаются остатки. У людей с гор нет другого выбора, кроме как сжигать новые территории, от чего очень сильно страдают джунгли.

Сегодня, как и в прошлом, основные элементы рациона питания составляют горный рис и сладкая кукуруза. Большое разнообразие овощей (чили, лук, зеленые бобы, дыни, огурцы), местные фрукты (литчи, манго, лайм, апельсины, лонган, ананасы). Вместе с животными, которые дают источник необходимого протеина (домашняя птица, свиньи, овцы, собаки) дополняют их рацион.

Опытными охотниками считаются мужчины из племен Лаху и Лису. Они поклоняются кабанам, оленям, обезьянам, птицам, ящерицам, жабам, и их способы охоты — это расставление ловушек, стрельба из ружей или лука. Также племена занимаются собирательством (грибы, ростки бамбука, орехи, коренья, различные лечебные травы, насекомые, дикий мед). Помимо этого они выращивают хлопок, индиго, табак, чай, соевые бобы для личного использования, изготовления одежды или для продажи на местных рынках.

Опиум

Опиум происходит из различного вида мака, который растет на высоте 1000 метров над уровнем моря. На протяжении многих лет это являлось основным источником дохода племен Хмонг, Яо, Лаху и Лису (Карены и Акха вряд ли когда-либо выращивали мак). Простой и легкий способ сбыта — продажа опиума китайским торговцам из «Золотого треугольника» в обмен на продовольствие, наличные деньги, серебро. Тайское правительство сделало выращивание опиумного мака нелегальным в 1959 г. По прошествии некоторого времени под воздействием полицейского контроля и большого количества правительственных и местных программ, таких как создание плана по выращиванию альтернативных с/х культур, произошло значительное снижение зависимости от мака. С 1997 г. опиумный мак в Тайланде практически исчез.

Обычаи и религия

Среди всех горных племен семья является главной социальной ячейкой. Она содержит в себе 2−3 поколения (а то и больше, например, для племен Яо). В семьях обычно моногамия и патриархальный уклад, кроме Каренов и Лаху, в которых царит матриархат. Как правило, семья состоит из 2-х супругов, их неженатых детей и иногда других родственников, которые больше не могут самостоятельно о себе заботиться. Среди Акха, Хмонгов и Лису каждая семья — это часть клана, чья история и связи очень важны для тех, кто к нему принадлежит. Каждый член клана должен уважать и помогать остальным, принимая во внимание возраст и положение. Клан очень важен для племен как способ выживания и защиты от окружающего мира.


Каждое племя имеет свою религию и богов. Почти все этнические меньшинства Тайланда верят в духов (земли, воды, деревьев и т. д.), а в некоторых племенах поклоняются духам предков. В определенные дни года (новый год, начало или конец сезона сбора урожая и т. д.) совершаются определенные обряды и ритуалы. Эта форма анимизма была подвержена различному влиянию из других стран. Племя Яо, например, заимствовало даосистские верования из Китая. На племена Акха, Лаху и Карен оказали большое влияние христианские миссионеры в ХХ веке. Многие представители племен Лаху и Лису являются буддистами. Часто, в деревнях этих племен, можно встретить как христианскую церковь, так и буддистскую в нескольких шагах от традиционного домика для духов.

Традиционная одежда и украшения

Каждое горное племя отличается своей традиционной одеждой и украшениями. Еще несколько лет назад одежду шили вручную из хлопка и льна, выращенных племенем. В настоящее время женщины в племеннах по-прежнему занимаются изготовлением одежды, а иногда покупают готовую. Женская одежда обычно более декорирована, чем мужская. Женщины горных племен предпочитают украшения из серебра с различным орнаментом, что является мерилом семейного благосостояния и социального положения.

АКХА

В Тайланде проживает около 69000 чел племени Акха. В Юго-Восточной Азии, включая Южный Китай — 900000 чел. Места проживания — Чианг Май, Чианг Рай, Кампкаенг Пет, Лампанг.

Женщина Акха особенно известна своим очень сложным костюмом и различными украшениями на голове. Одежда обычно изготавливается из хлопка самими женщинами. Основным костюмом является пиджак с длинными рукавами, блузка и юбка до колен, а также пояс, украшенный монетами (больше распространен среди незамужних женщин). Тяжелая одежда, на которую нанесен различный орнамент, определяет экономический и социальный статус человека, который ее носит. Чем больше орнамента, тем выше статус. Мужчины обычно носят длинный черный жакет, украшенный на спине геометрическими узорами красного цвета. Передняя часть жакета украшается вышивкой со вставками серебряных ниток. Широкие укороченые штаны и тюрбан завершают костюм.


В племени Акха существует патриархальный уклад. Принадлежность к клану определяется по линии мужчины. Основной ячейкой общества является семья, но клан может контролировать браки, распределять наследство и т. д. В этом племени принята моногамия. Но мужчинам никто не запрещает иметь несколько жен. Браки заключаются для женщин в возрасте 13−17 лет, для мужчин — в 18 лет. После свадьбы женщина становится частью клана мужа. Основная ее функция — рожать детей для продолжения рода.

Племена Акха — пантеисты. Они верят во всемогущего, который создал все человечество. Также они поклоняются своим предкам, поскольку предки считаются духами природы. Но в последнее время многие представители Акха стали христианами.


Каждая деревня Акха имеет главные ворота, которые устанавливаются на самом высоком месте на дороге при въезде в деревню. Ворота строятся из трех деревьев, возле которых ставят 2 деревянные фигуры — мужчины и женщины, показывающие, что за воротами находится королевство человека. Другие изображения животных, оружия, звезд или знаков табу устанавливаются на воротах, чтобы защитить деревню от орлов, тигров, болезней и вампиров.

При рождении всем младенцам дают временное имя. Оно сохраняется до тех пор, пока родители не станут уверенными в том, что их ребенок здоров и сможет выжить. Детей, рожденных с какими-либо отклонениями, умертвляют и хоронят, после чего родители проходят обряд очищения.

Для племени Акха смерть означает переход из одного мира в другой, где живут их предки. Тело умершего омывают, одевают и заворачивают в красное полотно, после чего помещают в деревянный саркофаг. В рот умершего кладут монеты для того, чтобы он смог оплатить переправку в другой мир.
Для племени Акха собака является священным животным. Считается, что суп, приготовленный из костей собаки, дает силу и здоровье старым людям.

ЯО

В Тайланде насчитывается 45500 человек, 180 деревень. За несколько сотен лет до основания Чианг Мая Яо занимались скотоводством в Гуангдонге, Гуангсии и на территории современной провинции Юннань. В настоящее время их можно также обнаружить в северной части Вьетнама. Их миграция на юг началась в 19 веке вместе с распространением торговли опиумом.

Основной ячейкой общества Яо является большая семья, которая включает супругов, их женатых сыновей с их семьями и неженатых детей. Количество членов семьи обычно 15−20 человек, но может достигать и 60 человек. В семьях Яо жены соблюдают субординацию перед мужьями и исполняют все их решения. После того, как поели мужчины, едят женщины и дети. Большим уважением пользуются старшие члены семьи, которые обладают знанием жизни и ритуалов.

Племена Яо исповедуют одну из форм даосизма, которая использовалась в Китае в 14 веке. В соответствии с этим религиозным течением счастье предков по чьей-либо родственной линии зависит от заслуг перед богами разной иерархии. Также племена Яо поклоняются духам земли, рек и деревьев. Все эти духи оказывают влияние на разные события жизни, такие как урожай, заболевания и т. д. В каждой деревне Яо есть свои шаманы, которые, как считается, имеют влияние на этих духов. Шаман обладает способностью воздействовать на природные силы. Его основная задача — организовывать церемонии заживления. Также в деревнях Яо есть священники, которые занимаются тем, что убеждают духов предков и духов природы защищать дом и деревню. Это совершается на специальных церемониях, где читаются священные тексты. Считается, что наиболее опытные священники могут общаться с богами и «великими духами небес».

Женщины Яо имеют репутацию исключительных мастеров вышивки. С раннего возраста вышивание — самое любимое занятие для молодых девушек. Женская одежда состоит из широких штанов, длинной черной туники с характерным воротником из красного меха, пояса и головного убора. Сложный дизайн штанов украшен вышивкой ярких цветов. Вышивка выполняется из хлопка и шелка. Одежда мужчины состоит из короткого жакета с перекрестными полями впереди, на котором содержатся около дюжины серебряных пуговиц и крючков, и пары широких штанов. Одежда обычно либо черного, либо темно-синего цвета.

ПАДОНГ

В Тайланде племя насчитывает около 500 человек, которые проживают в пяти деревнях. Всего в мире насчитывается около 30000 представителей племени Падонг. Большинство их проживает в штате Каях в Бирме, который граничит с Тайландом.


Основное занятие — это животноводство и земледелие. Деревни Падонгов — это независимые коммуны, управляемые старейшиной, который организует весь уклад жизни в деревне и следит за соблюдением закона. Если Падонг решил жениться, сначала он должен добиться согласия девушки, потом согласия ее семьи. Свадьба длится 1 день. Делаются жертвоприношения духам и выдается калым семье невесты. После свадьбы молодая пара должна пожить 6−8 месяцев с родителями жениха, пока они не построят свое собственное жилье. После рождения ребенка отец не имеет права разговаривать ни с кем, кроме членов его семьи. Он присматривает за женой и новорожденным.

Большинство Падонгов — анимисты, около 10% - буддисты. Остальная часть приняла христианство в 20 веке. В каждой деревне Падонгов есть шаман (мужчина или женщина), который занимается целительством больных. Если кто-то в племени заболел, шаман связывается с духами, устанавливает диагноз заболевания и призывает духов помочь, принося в жертву свиней или куриц. В каждой деревне есть домик для духов, который строится в лесу, где нет людей. В эти места члены племени приносят подношения, чтобы задобрить духов.

Самое большое отличие Падонгов от других горных племен — это экстраординарный костюм женщины и ее внешность. Женщины Падонги знамениты тем, что носят на шее колонну колец количеством от 20 до 25. Когда девочка достигает возраста 5 лет, происходит формальная церемония, на которой ей одевают кольца на шею. Каждый год ей добавляют по одному кольцу до тех пор, пока она не станет взрослой.


Существует несколько объяснений этой уникальной традиции. Первое — это древняя легенда Падонгов, которая гласит, что давным давно духи озлобились на человечество и решили послать тигров, чтобы те поедали женщин. Опасаясь того, что все женщины будут убиты, предки приказали им носить кольца на шее для защиты от укуса зверя. Еще одно объяснение основывается на другой легенде, взятой из мифологии Падонгов. Существовал бог Дракон, который дал жизнь всей человеческой расе. Женщина из племени Падонг решила носить более длинные украшения на шее, чтобы ее шея походила на прекрасную шею дракона. И последнее объяснение основывается на том, что мужчины племени решили сделать женщин уродливыми и менее привлекательными в глазах мужчин других племен, чтобы избежать краж женщин и многочисленных войн. В действительности кольца не вытягивают шею. Закованные в кольца мышци шеи атрофируются, а под тяжестью колец грудная клетка смещается вниз. Кольца могут быть сняты с молодой девушки без причинения ей какого-либо вреда и болезненного эффекта.

Хотите познать другой Таиланд? Добро пожаловать на Север! Только, обратите внимание — путешествия на север Таиланда организуются индивидуально