г.Хабаровск, ул. Шеронова, 115
+7(4212) 78-83-80


С самого начала исследований одним из главных «кандидатов» в предки тайцев рассматривался древний народ чжуан (zhuang (англ.), проживающий на территории современного Южного Китая и являющийся самым многочисленным национальным меньшинством этой страны (численность более 16 млн чел., по переписи 2000 года).



В качестве доказательства происхождения тайцев из Южного Китая всегда называлось то, что язык этого народа довольно близок тайскому, что и позволило объединить их и некоторые другие языки в одну группу, названную таи-кадайской (паратайской) семьей языков. По поводу генеалогического родства тайских языков существует 2 гипотезы. Согласно первой, они относятся к китайско-тибетской семье языков; при этом их либо объединяют с китайским языком в одну из подгрупп китайско-тибетской семьи, либо выделяют как обособленную подгруппу, наиболее отклоняющуюся от других языков этой семьи (Р. Шейфер). Согласно второй гипотезе, тайские языки родственны австронезийским языкам, а их сходство с китайским языком объясняется позднейшими влияниями (П. Бенедикт). Таким образом, оказалось невозможным сделать однозначный вывод о происхождении тайцев как этноса только на основе «языкового» доказательства.

Археологические доказательства

До 1966 г. в распоряжении Национального Музея таиланда существовали достаточные доказательства существования тайской цивилизации лишь не более 1000 лет назад, но благодаря открытию древнего поселения Бан Чианг было установлено (путем определения возраста артефактов), что ранние поселения существовали в Таиланде и в 3600 году до н. э. По этой причине в 1982 г. ООН объявила Бан Чианг объектом всемирного культурного наследия.
Недавние открытия пролили еще больше света на этот вопрос. В 2003 г. более 200 древних скелетов были найдены в захоронениях в провинциях Накхонратчасима и Корат на северо-востоке Таиланда, в Ноенулоке и Бан Лум Хэо, недалеко от исторического парка Прасат Пимаи. Это открытие не привлекло бы столь пристального внимания археологов, если бы не датировка останков из Ноенулока радиоуглеродным методом, которая установила их возраст в 1,5 — 2,5 тыс. лет, из Бан Лум Хэо в 2 500 — 3 500 лет. Также эти артефакты подверглись анализу митохондриального ДНК, который выявил многие общие черты с результатами подобных тестов, сделанных на ныне существующих сообществах в Китае. Именно это и послужило решающим доказательством версии о происхождении народа Таиланда от чжуанов.

История

В 207 году до н. э. предки чжуан основали государство Наньюэ на территории Южного Китая и Северного Вьетнама, просуществовавшее около 100 лет, когда оно вошло в состав ханьского Китая. Обитая на границе империи, чжуаны становились участниками ряда периферийных конфликтов. Так в 1070-е годы они участвовали в отражении вьетнамского вторжения. В середине XVI века — в стычках с японскими пиратами. В XIX веке чжуаны участвовали в Тайпинском восстании, а затем сопротивлялись французской экспансии в Северном Вьетнаме.
Чжуаны приняли участие в процессах государственных перестроек начала XX века — революции 1911 года, сыграли роль в установлении власти коммунистов в ряде районов в междуречье Цзоцзян и Юцзян между 1927—1937 годами, а также в формировании 7-й и 8-й Красных армий. В 1950-е годы на почве культурного различия между чжуанами и маонань существовал межнациональный конфликт, вследствие которого правительство Китая приняло решение о создании автономий на территориях, населенных чжуанами. Так в 1952 году был создан Чжуанский автономный район на востоке провинции Гуанси, который позже был расширен и в 1958 году переименован в Гуанси-Чжуанский автономный район. Вскоре после этого были созданы автономный округ Вэньшань национальностей чжуан и мяо в провинции Юньнань и автономный уезд Ляньшань национальностей чжуан и яо в провинции Гуандун. В эпоху династии Южная Сун на основе китайских иероглифов чжуаны создали неправильную измененную иероглифическую письменность. В 1955 г. на основе латинской графики была разработана чжуанская письменность, хотя до сих пор большинство чжуанов используют китайские иероглифы.



Основными занятиями чжуанов до настоящего времени остались пашенное поливное земледелие (рис, кукуруза, овощи, бобовые, батат), скотоводство (буйволы, свиньи). Традиционными ремеслами считаются металлообработка, ткачество. Особенно чжуаны славятся в Китае и за рубежом национальным изделием — красочной парчой. Жилище чжуанов представляет собой свайную двухэтажную постройку с черепичной крышей, при этом нижний этаж предназначен для скота, птицы, инвентаря, а верхний — для жилья. Традиционная одежда — куртка или кофта, штаны, головная повязка, женская одежда отделывается аппликацией и вышивкой. Женщины носят также серебряные украшения — заколки, серьги, браслеты. В прошлом у чжуанов были распространены первобытные верования, в частности поклонение духам природы и политеизм, но после царствования династий Тан и Сун в районах проживания чжуанов нашли распространение буддизм и даосизм. Тем не менее до сих пор сохраняются анимизм, культ предков, колдовство, праздники, связанные земледельческим календарем. За любовь чжуанов к пению их край называют «океаном песен».



Несмотря на прошедшие тысячелетия, тайцы и чжуаны до сих пор сохранили некоторые общие черты в культуре и образе жизни, которые признаются не только учеными, но и простыми тайцами, именно поэтому среди них набирает популярность путешествие в Южный Китай, чтобы увидеть где и как жили их предки тысячи лет назад.