г.Хабаровск, ул. Шеронова, 115
+7(4212) 45-45-46


История началась около пяти лет назад, когда во время очередных посиделок при обсуждении темы красивых мест России прозвучала фраза "Вот бы на Байкал съездить…". Затем каждый год мы вспоминали об этом желании… но и только. И вдруг в преддверии Нового 2013 года мы с Димой твердо решили: "Надоело мечтать! Едем! ". Соответственно, в местах "службы" были забронированы отпуска на первую половину июля, и мы стали ждать лета.

Подготовка к путешествию предполагала проведение тотальной диагностики автомобиля и приведение его внутренних деталей и узлов в состояние, близкое к идеальному. Так была полностью перебрана подвеска (руками автосервиса), по мере возможностей продиагностирован двигатель - и все, пожалуй. Где-то за три недели до поездки пришло понимание, что ехать вот-вот, а у нас ни маршрута, ни списка вещей (как, собственно, и самих вещей). В будние дни был тщательно проштудирован раздел "Автопутешествия" по ключевому слову "Байкал", а на выходных собран совет.

Итогом чтений и обсуждений стал такой маршрут:

Хабаровск - Талдан (ночевка) - Чита (ночевка) - Улан-Удэ (ночевка) - Максимиха (два дня) - Аршан (два дня) - Листвянка (два дня) - Ольхон (три дня) - Чита (ночевка) - Талдан (ночевка) - Хабаровск.

 

Как проехать на Байкал? I ч.
 

Дневные переходы (по плану) не должны были превышать 1 000 км, кроме одного - Ольхон - Чита (1 400 км). Дело в том, что опыт автомобильных путешествий у нас с другом небольшой: самое дальнее расстояние Хабаровск - Находка (820 км). Но мы были уверены, что справимся, все-таки оба с правами - можно меняться.

От идеи ночевок в палатке мы сразу отказались, хотелось цивилизованного отдыха хоть в какой-то части. Но на случай необходимости спать в машине мы все же запланировали взять по спальнику.

Кроме одежды в список необходимых вещей были внесены: удочки, канистра с бензином, сумка-холодильник, ноутбук, фотоаппарат Nikon D40 с объективом Sigma 18-200 mm, радар-детектор, навигатор, гитара, кальян, 2 литра виски.

Детектор и навигатор выпросили у друзей и знакомых, а кальян решили в итоге не брать. Зато гитара заняла свое место на куче вещей в багажнике.

 

Как проехать на Байкал? I ч.
 

Долго ли, коротко… Но настал день выезда - 30 июня (воскресенье), 8:30.

Через ЕАО вел я, поскольку по работе в декабре-месяце исколесил всю ее вдоль и поперек несколько раз. Качество дороги на мой непритязательный вкус - твердая "4". Впечатление портит только участок в несколько километров вокруг поселка Лондоко. На нем гравий плохого качества очень часто чередуется с асфальтом. Подобный ремонт длится уже более полугода,и конца ему не видно. Шли достаточно бойко - 100-120 км/ч, поскольку утром народа на дорогах мало, то уже через 3,5 часа мы въезжали в Амурскую область.

Буквально через 10 минут попали на самый продолжительный участок строящейся дороги за все время нашего путешествия, где-то 365-392 км от Хабаровска. Опытным путем было установлено, что самая комфортная скорость по такому покрытию - 80 км/ч. Ниже - сильно трясет, выше - машина начинает "плавать".

Первая остановка сделана через 430 км от начала пути в кафе "Ардор" (находится на повороте на Архару, проехать и не заметить - невозможно). Ценник вполне гуманный, покормили вкусно. Особенно порадовало наличие приличного туалета.

Поменялись местами за рулем, едем дальше.

Трасса М-58 в Амурской области не вызывает особых нареканий: ям не очень много, ремонта дорог тоже. Скорость держим 120-130 км/ч. Заправки встречаются достаточно часто, стараемся держать не меньше полбака и заправляться только на "фирменных" заправках.

Близится вечер, и мы с удивлением видим указатель на Талдан, где собирались ночевать. На улице что-то в районе 8 вечера и останавливаться просто глупо - силы есть, можно ехать. Ну мы и едем… Почему-то в моем мозгу всплывает мысль, что можно заночевать в Ерофее Павловиче. Едем в Ерофей. Добираемся до него где-то в одиннадцатом часу и с "радостью" узнаем, что мы тут никому не нужны и ночевать, собственно, негде. Точнее, нас отправили в некое общежитие, но его вид и состояние отпугнули даже от мысли зайти и поинтересоваться. Переглянувшись, возвращаемся на трассу. Как раз напротив поворота на Ерофей есть придорожное кафе "Багульник" и здоровенная стоянка.

Как проехать на Байкал? I ч.
 

Кстати, название "Багульник" преследовало нас все путешествие: три или четыре кафе с таким названием, два мотеля и даже садовое товарищество в Бурятской области!

Спросив на стоянке у собирающихся уже спать дальнобойщиков - как тут в округе насчет гостиниц, получили ответ, что ближайшая в Чернышевске, до которого нам еще 500 км. Ну что же, вот и она - "непредвиденная ночевка в машине"! Выпив по бутылочке пива и отметив тем самым окончание первого дня в пути, мы развернули спальники и попытались уснуть. ЩАС!

Во-первых, конечно, комары. Они прорвались в салон, когда мы перекладывали вещи и совершали вечерний моцион. Пришлось передавить всех.

Теперь о самой ночевке. Задние сиденья X-Trail’а раскладываются в ровный пол с багажником и получается вполне приличная спальная плоскость. НО! Мы же надеялись ночевать цивилизованно, поэтому весь багажник был завален барахлом, которое на передние сиденья было перетащить весьма проблематично, да и долго, поэтому спали на откинутых передних сиденьях. Ну как "спали"… Дремали… В эту ночь я в очередной раз проклял свой двухметровый рост. Диме, с его 1,85 м, было несколько комфортней.

За день пройдено 1 300 км за 13,5 часа.

День второй (1 июля)

Подъем приключился в 6 утра по хабаровскому времени, которое мы еще не перевели. В Амурской области было пять часов. Наскоро сполоснув лица водой из бутылки и перекусив тортиком, который нам дала жена Димы, мы садимся за руль и едем дальше. Через 100 км радостно въезжаем в Забайкальский край.

 

Как проехать на Байкал? I ч.
 

Начинаются перевалы, спуски, подъемы. Удивительно видеть, что ты наверху перевала, а под тобой то ли большая туманность, то ли низкое облако и тебе надо в него въехать - непередаваемое ощущение.

Через некоторое время замечаем, что бензина у нас все меньше и меньше (поскольку вчера мы, надеясь на нормальную ночевку, не удосужились залить полный бак и ночевали с половиной). А заправок все нет… Точнее, была одна, но у нее был настолько удручающий вид, что мы не рискнули ничего на ней залить. Едем дальше, сильно не гоним, чтобы не вызывать повышенный расход. Я тем временем лезу в интернет и ищу "заправки Забайкальский край". Результаты удручают - все крупные заправки либо в Чернышевске, до которого нам еще километров 300, либо в Чите, что вообще далеко. Дожидаемся включения красной лампочки и встаем в кармане у трассы, чтобы воспользоваться предварительно наполненной канистрой на 25 литров. Форма и конструкция ее были далеки от идеальной, а воронки у нас, естественно, нет. С помощью ножа и пластиковой бутылки изготовлено некое подобие воронки, вставлено в горловину бензобака. Пока приноровились давать нужный "напор", пролили литра два точно.

Снова в путь. Зорко посматриваем по сторонам в надежде увидеть знак "АЗС". И вот на 1615-м километре видим подобие оазиса: заправка, которая еще страшнее пропущенной нами, туалет, кафе и шиномонтаж. Плюнув на предосторожности, заливаем 15 литров 92-го к тем 25-ти, что плещутся у нас в баке. По расчетам, до Чернышевска должно хватить. Попытались позавтракать в кафе, но попали на утреннюю пересменку. Что же, надеемся на Чернышевск…

Примерно на 1 800-м километре навигатор радостно объявляет, что пора сворачивать. Делать нечего - слева действительно виднеются какие-то строения. Съезжаем, и оказываемся на проселочной дороге плохого качества, а навигатор рисует нам движение по ней. Трясясь и страшно ругаясь на ухабах, едем и примерно через километр подъезжаем к самому Чернышевску. У нас две цели: залить полный бак и поесть, ибо на часах почти 11, а в желудках лишь остатки тортика.

 

Как проехать на Байкал? I ч.
 

Подвезли местных жителей, они нам обрисовали - где тут "ближайшая заправка" (на которой, как оказалось, цена бензина равна хабаровской). После заправки на противоположном конце города мы нашли позную, в которой с удовольствием позавтракообедали.

С плотно набитыми желудками мы по отвратительнейшей дороге вернулись на трассу и направились в сторону Читы, где собрались ночевать. Трасса замечательная: ремонтов нет, впечатление портят только ямы, но от них деваться некуда. Машин мало, скорость держим 120-140 км/ч.

Буквально через три часа мы подъезжаем к указателю с надписью "Чита". На часах 13:30 - снова мы не совпали с графиком. Открываем навигатор, прокладываем маршрут до Улан-Удэ - 670 километров. К тому моменту мы окончательно поняли, что наша средняя скорость по итогам дня равняется 100 км/ч (с учетом заправок, остановок и обедов). Решено - едем в Бурятию. На ближайшей заправке вновь заливаем полный бак, берем несколько бутылок энергетических напитков и партию шоколадных батончиков.

Дорога стала заметно хуже, чем была до Читы (еще бы - ведь президент по этому куску не ездил…), но вполне терпимо. Скорость та же, с заправками проблем нет. Зато есть проблемы со связью! Примерно на протяжении 60 километров (200-260 км трассы М55) нет сотовой связи. У нас были симки "Билайна" и "МТС", постоянно смотрели на телефоны - ничего. А дорога, как назло, на этом участке местами ремонтируется, плюс дождик. Если что-то случится - даже вызвать никого нельзя. Слава богу, все обошлось, но на обратном пути решили быть особенно аккуратны в этом месте.

 

Как проехать на Байкал? I ч.
 

К Улан-Удэ подъезжали в районе в 20:00 по-местному. Предварительно через интернет была найдена и забронирована недорогая гостиница на одну ночевку. Перед самим Улан-Удэ несколько небольших поселков, которые стоят прямо на трассе: узкие дороги, куча машин, скорость движения 40 км/ч, зато какие виды! Практически вдоль дороги течет река Селенга, и, когда машина поднимается на холмики, открываются замечательные пейзажи!

Телефон уверенно ведет нас к месту ночевки. Буквально в течение получаса доезжаем до гостиницы, селимся, заказываем ужин в номер и в душ. Господи, спасибо тебе за горячую воду и возможность мыться! Наскоро перекусив и выпив по бутылочке пива, завалились на кровати и стали смотреть какое-то кино, благо, что в номере есть кабельное ТВ. Спать не хотелось - сказывалось напряжение и n-ное количество энергетиков в организме. Но рано или поздно сон все равно взял свое.

За день пройдено 1 400 км за 16 часов.