г.Хабаровск, ул. Шеронова, 115
+7(4212) 45-45-46

В первый раз я попал в Камбоджу не самым традиционным туристическим способом — друг пригласил меня прокатиться по интересному маршруту. Вообще, это его основное занятие — путешествовать по малоизвестным для туристов странам и находить приключения на свою голову и головы его спутников. Я согласился, так как в этой экзотической стране я еще не был, да и впечатлили меня его рассказы про новые, не многим известные места.

Согласно нашему плану мы должны были вылететь из Бангкока в Сием Рип, чтобы посмотреть самое большое в мире культовое сооружение Ангкор Ват, после чего отправиться на автобусе в столицу Камбоджи — Пномпень, затем заехать в небольшой курортный городок Сиануквиль и оттуда, через тайский город Трат, вернуться в Паттайю.

Мы прилетели в Сием Рип, прошли паспортный контроль и сразу же получили визу на один месяц. Аэропорт здесь хоть и маленький, но довольно хорошо оборудован, да и выглядит гораздо выгоднее, чем аэропорт в Хабаровске — я вообще ожидал увидеть шалаши. Мы заселились в трехзвездочный отель, кстати, номер оказался очень приличным: просторная комната, большая кровать, халат, тапочки… в двух словах, полный комплект.

На следующий день на местных тук-туках мы отправились в Ангкор Ват. Удивило то, что билеты на входе продают на один, три и семь дней. К сожалению, в нашей программе мы отвели на эту экскурсию только один день. На самом деле это грандиозное строение меняет представление о том, как может выглядеть культовое сооружение. Здесь храм — не одно здание, а целый город, форма которого копирует карту звездного неба XI века! Осматривая строения, я невольно вспоминал описание города обезьян Р. Киплинга: лианы и прочая экзотическая растительность опутывают необычные древние постройки, причудливые рисунки и надписи на стенах храма будоражат вооброжение. Находясь среди всего этого великолепия, мысленно переносишься в древность и начинаешь чувствовать себя первопроходцем неведомых земель. Ангкор — уникальное чудо света нашей эры — просто необходимо посетить хотя бы раз в своей жизни.

После осмотра храмового комплекса мы отправились к уникальному озеру Сап, или, как называют его кхмеры, — Тонле Сап. Дорога на тук-туке заняла у нас примерно час, за это время мы успели немного отдохнуть и чуть-чуть поспать. Уникальность озера заключается в том, что оно единственное в мире меняет направление течения дважды в год. Также на этом озере проживает одна народность, которая живет на плотах и лодках, прямо как в фильме «Водный мир» с Кэвином Костнером. Правительство Камбоджи пыталось переселить людей, им были даже предложены квартиры взамен хижинам на воде, но через некоторое время «плавучие люди» вернулись на прежнее место по причинам, известным только им. Прибыв на место, мы пересели на «длиннохвостые лодки» и совершили прогулку по этой деревне на воде. Ужин у нас был на плавучем ресторане. Кстати, нам удалось купить неплохое вино и выпить его здесь, любуясь заходом солнца. Когда мы вернулись на твердую землю, было уже темно. Чтобы не терять ценный световой день, мы приняли решение снять микроавтобус и в ночь отправиться в Пномпень. По дороге мы хотели было поспать в тесном автобусе, однако нашему желанию не суждено было сбыться… Дело в том, что асфальтированые дороги в Камбодже начали появляться примерно пару лет назад, и пока многие участки дороги просто отсутствуют. Наш путь занял примерно четыре с половиной часа… Когда мы добрались до столицы, все были очень рады, что никто не получил сотрясение мозга.

В Пномпене мы пробыли один день. Я не могу сказать, что достопримечательности этого города меня особо впечатлили. Если есть большое желание посмотреть Королевский дворец, то лучше это сделать в Бангкоке. Зато мы познакомились с русскими людьми, которые проживают в Камбодже со времен гражданской войны. Нам поведали много интересных фактов об этой стране. Особенно приятно было узнать, что отношение местных жителей к русским очень хорошее. Более того, многие из них говорят на нашем языке и помнят о помощи Советского Союза в трудные времена. Большинство приносящих доход государству предприятий были построены в советские годы. А еще мы заметили, что в стране можно рассчитываться практически любой валютой. Скорее всего, понятие «финансовая система страны» довольно условное.

На следующий день мы отправились в Сиануквиль. Дорога эта оказалась получше, чем от Сием Рипа до Пномпеня, но здесь мы столкнулись с другим курьезом… На всех мотоциклах в отсутствуют зеркала, поэтому при наличии двух мотоциклов на дороге создается пробка. Я пытался выяснить, откуда взялась эта мода и чем это обосновано, и получил несколько прикольных ответов. Тройка лидеров: «я не верю зеркалам»; «когда я смотрю в зеркало, у меня голова кружится»; «мне не нравится». Я настойчиво пытался выяснить у местного таксиста-мотоциклиста, какая деталь на мопеде ему больше нравится — колесо или двигатель, но он, не оценив мой юмор, перестал со мной разговаривать.

В итоге это наше путешествие со всеми остановками заняло пять часов. В Таиланде, я думаю, это расстояние мы бы приодолели часа за три. Честно говоря, медленнее кхмеров я в своей жизни людей не встречал. Если взять в пример анекдотических эстонцев, то они в сравнении с кхмерами показывают рекорды суперскорости. Так, получить счет в ресторане реально только после третьего напоминания. И каждый раз это дает повод для шуток, однако на этих людей просто не возможно обидеться или повысить голос — все происходит очень добродушно и мило.

И вот мы в Сиануквиле — небольшом городке, где очень мало транспорта на улицах, а из достопримечательностей, пожалуй, только наш отель. Отель называется Снейк Хаус. И уже по названию можно догадаться что там происходит. Этот отель построил наш соотечественник, серпинтолог по профессии. Всюду на территории отеля находятся террариумы с самыми разными видами змей. Посреди холла стоит огромный террариум, в котором плавают карпы и лобстеры. Отелю стоит отдать дань, но все же Сиануквиль притягивает путешественников со всего мира своими чистыми и необитаемыми пляжами.

Выводы, которые я сделал: Стоит обязательно посетить Ангкор Ват — это одно из тех впечатлений, которые формируют наши взгляды на жизнь. И еще — Камбоджа страна очень специфическая, поэтому рекомендую пользоваться услугами туристических компаний. Сейчас предлагаются хорошие туры в Сием Рип и из множества предложений всегда можно выбрать подходящее.